Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Подлинный портрет Алии Молдагуловой и долгий путь к исторической правде

2229
Подлинный портрет Алии Молдагуловой и долгий путь к исторической правде - e-history.kz

В архиве, вдали от широкой публики, десятилетиями хранился бесценный документ – живой и пронзительный образ одной из самых почитаемых героинь Великой Отечественной войны. Это карандашный портрет Алии Молдагуловой, созданный в 1944 году художником фронтовой красноармейской газеты, старшим лейтенантом Н. Дмитриевым. Долгое время этот рисунок, задокументированный в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ. Ф.М-7. Оп.2. Д.856. Л.21), оставался в тени, в то время как каноническим изображением отважного снайпера служил образ, созданный в кино.

Эта статья рассказывает историю обретения подлинного лица героини, историю о том, как кинематограф на долгие годы подменил собой историческую реальность, и о важности восстановления исторической справедливости.

В 1985 году на студии «Казахфильм» режиссер Болотбек Шамшиев снял военно-биографическую драму «Снайперы». Фильм, посвященный подвигу Алии Молдагуловой, стал заметным событием в советском кинематографе. Главную роль в картине исполнила талантливая кыргызская актриса Айтурган Темирова. Ее выразительная внешность, волевой взгляд и актерское мастерство создали на экране мощный и запоминающийся образ юной девушки-воина.

Айтурган Темирова исполнила роль Алии в кинокартине «Снайперы», вышедшей на экраны в 1985 году

Картина имела большой успех, и для миллионов советских зрителей именно Айтурган Темирова в военной форме стала визуальным воплощением Алии. Фотографии актрисы из фильма, кадры, где она с винтовкой и в пилотке, начали тиражироваться в газетах, журналах, на плакатах и открытках. В эпоху до широкого распространения интернета и цифровых архивов этот яркий и доступный образ прочно вошел в массовое сознание.

Почтовая марка Казахстана из серии, посвященной 50-летию Победы,1995

Проблема заключалась в том, что со временем грань между актрисой и ее героиней начала стираться. Фотографии А. Темировой в роли Алии стали использоваться в качестве документальных изображений самой Молдагуловой. Эта ошибка укоренилась настолько глубоко, что даже в наши дни в публикациях, на выставках и даже на официальных поздравительных баннерах ко Дню Победы порой можно встретить лицо Айтурган Темировой над подписью «Алия Молдагулова». Сама актриса в интервью вспоминала, как, увидев один из портретов Алии, поразилась их сходству, что и сыграло решающую роль в ее утверждении на роль. Но именно это сходство и талантливая игра породили уникальный исторический казус – подмену реального лица героя его художественной интерпретацией.

Обретение из Архива: подлинный голос времени

В то время как кинематографический образ жил своей жизнью, в тишине архива ждал своего часа подлинный лик героини. Портрет, нарисованный старшим лейтенантом Н. Дмитриевым в 1944 году, – это не художественный вымысел и не послевоенная реконструкция. Это бесценный артефакт, созданный в действующей армии, на 2-м Прибалтийском фронте, где служила и совершила свой подвиг Алия.

Портрет А. Молдaгуловой, 1944 г. Художник фронтовой красноармейской газеты старший лейтенант Н. Дмитриев. РГАСПИ. Ф.М-7. Оп.2. Д.856. Л.21.

Художник запечатлел не мифическую воительницу, а живую девушку. С рисунка на нас смотрит совсем юное, немного по-детски припухлое, но исполненное невероятной внутренней силы лицо. Коротко стриженные волосы, прямой и ясный взгляд, плотно сжатые губы выдают в ней человека, познавшего суровую правду войны, но не сломленного ею. На плечах – погоны с ефрейторскими лычками, гимнастерка сидит по-военному строго. В правом нижнем углу – лаконичная подпись художника «Дм» и дата «44 г.».

Этот портрет обладает огромной силой документального свидетельства. Он был нарисован с натуры, человеком, который видел Алию, говорил с ней, дышал одним воздухом. Это взгляд очевидца, зафиксировавший мгновение подлинной жизни посреди смерти. В отличие от глянцевого, романтизированного образа из кино, этот рисунок несет на себе печать суровой окопной правды.

Долгое время об этом портрете не было известно широкой общественности. Его «открытие» не было единовременным актом, а скорее стало результатом кропотливой работы архивистов, стремившихся восстановить историческую достоверность. Их труд, подкрепленный активной оцифровкой фондов и возросшим вниманием к документам военного времени, принес свои плоды: портрет кисти Дмитриева наконец увидел свет в книге Архива Президента РК «Ерлікке тағзым = Поклонение подвигу = Homage to the feat» (Алматы, 2025 г., под ред. Б. Касенова и Е. Чиликовой).

Краткая жизнь и бессмертный подвиг. 

Алия Нурмухамбетовна Молдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак в Казахстане. Рано потеряв родителей, она воспитывалась в детском доме в Ленинграде, где и встретила войну. Пережив первую блокадную зиму, она была эвакуирована, но мыслями рвалась на фронт.

В мае 1943 года Алия поступила в Центральную женскую школу снайперской подготовки. После ее окончания в июле 1943 года она добровольцем ушла на фронт в составе 54-й отдельной стрелковой бригады. Хрупкая, невысокая девушка оказалась невероятно метким и хладнокровным снайпером. За несколько месяцев на передовой на ее счету было 78 уничтоженных солдат и офицеров противника.

Свой последний бой Алия приняла 14 января 1944 года в районе деревни Казачиха Псковской области. Во время атаки, в критический момент, когда погиб командир, она подняла бойцов в атаку, крикнув: «Братья, солдаты, за мной!». Она первой ворвалась во вражескую траншею, но была смертельно ранена осколком мины.

4 июня 1944 года ефрейтору Алие Молдагуловой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Актобе воздвигнут монумент в честь Алии Молдагуловой

История с портретом Алии Молдагуловой – это яркий пример того, как искусство, призванное увековечить память, может невольно исказить ее. Фильм «Снайперы» и игра Айтурган Темировой выполнили свою важную миссию – рассказали миллионам о подвиге казахстанской девушки и вдохновили многих. Однако историческая справедливость требует, чтобы у героя было его собственное, подлинное лицо.

Возвращение из архивного небытия карандашного портрета работы Н. Дмитриева – это уточнение биографической детали. Это акт возвращения идентичности, возможность для новых поколений увидеть не киногероиню, а настоящую Алию Молдагулову – восемнадцатилетнюю девушку с решительным взглядом, которая шагнула с фронтового рисунка прямо в бессмертие.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?